Меню

Поделиться

Бывает, заказывая разработку специализированного программного решения, клиент может только подозревать, какой результат в итоге получит. Оценить, удачно ли решение хотя бы в какой-то мере, можно только по результатам его разработки и внедрения. Почему так получается? По какой же причине заказные разработки или готовые компьютерные программы не оправдывают ожидания заказчиков? Рассмотрим основные «подводные камни».

4 основные проблемы, возникающие при реализации  IT-проектов:

 

crm

Технические проблемы

Здесь стоит говорить о нехватке системных ресурсов в автоматизируемой организации (или о несоответствии из требованиям программы): компьютеров, офисной сети, средств связью банальная  нехватка места на сервере – уже причина, что IT-решение просто не получится использовать. Справедливости ради стоит сказать, что сложность решения проблем технического характера достаточно низкая. Решается она путем модернизации оборудования.

К этой же категории относится проблема наличия или недостаточного уровня подготовки IT-персонала компании-заказчика. Например, довольно часто системный администратор не знает специфики внедряемой программы и потому затрудняется ее поддерживать.

 

 

«Человеческий фактор»

Самые сложные проблема из этой категории:

  • нежелание перемен со стороны сотрудников автоматизируемой компании;
  • необходимость первое время выполнять двойную работу сотрудниками автоматизируемой компании;
  • непонимание того, что впоследствии ПО будет реально помогать в работе;
  • страх «незаменимых» сотрудников стать ненужными;
  • невозможность обучения работе с ПО, чаще всего проявляются сотрудниками компании из числа людей «старой закалки» (к примеру, пенсионного возраста).

Перемены пугают почти всегда. Хорошие ли они, плохие ли они – неважно. Новое, неизведанное, то, чего раньше никогда не было, обычно сотрудников вводит в кокой-то ступор, хотя объективно поводов для беспокойства может и не быть. Как правило, распространенная точка зрения такова: «Мы и так много работали, хорошо себя чувствовали, получали заработную плату, а тут какая-то программа».

Сложность решения проблем, связанных с человеческим фактором, можно отнести к категории средних. Решается данная группа проблем путем проведения разъяснительной работы со стороны руководства и разработчика. При этом наличие таких проблем внедрению программы мешает сильно. Поскольку общее настроение коллектива, халатность и понимание того, что руководство «ничего не сделает», очень расслабляет и на работу в программе, конечно, не настраивает.

Отдельного внимания заслуживает проблема саботажа: сотрудники не желают работать с новым ПО, озвучивают негативную точку зрения на автоматизацию. Тут требуется принятие ряда мер по мотивации сотрудников, принятию других административных решений, порой поиск нового персонала. В такой ситуации дело может дойти до полной кадровой перестановки в компании, поэтому принимать меры нужно заблаговременно, что бы не допустить этого.

 

crm«Плохое» IT-решение

Компьютерные программы наравне с любыми другими товарами и услугами бывают плохими – это правда. Здесь важно понимать, что универсального решения не бывает, решения должны быть отраслевыми. Если речь идет о строительной области, программа должна быть ориентирована  на нужды строительных компаний. Но многие разработчики хотят охватить рынок по максимуму, разработав единое программное решение, которое и строительной компании и медицинской, будут, что называется, впору. Так не бывает. Во всяком случае, если речь идет действительно о средстве автоматизации, ERP-системе, а не о текстовом редакторе, например.

Заметим, что существуют программы, которые не имеют отраслевой специфики. К примеру, это программы для ведения бюджета. Разработки таких программ открыто говорит о том,  что у них есть некоторый «каркас» программы, который далее можно наполнить новым функционалом. Однако в этом случае клиент должен быть готов к тому, что его индивидуальное решение будет создаваться некоторое время, нужно будет совместно с разработчиками согласовывать техническое задание на него, продумывать все детали. 

 

Проблемы при взаимодействии

Применительно к отраслевым программным решениям, независимо от того, заказные ли это разработки или тиражные программы, заказчик и разработчик должны находиться в постоянном контакте и профессиональном диалоге. Часто IT- проект обречен на неудачу, потому что заказчик не понимает, какой результат должен получится, не может поставить задачу разработчику. Связано это с тем, что Заказчики разработчики говорят на разных языках.

Со стороны Заказчика нужно сделать следующее: назначить ответственных за внедрение сотрудников, освободив их от части их прямых обязанностей для лучшего освоения программы. Со стороны разработчика требуется привлечение специалистов знающих специфику отрасли. Возможно, следует привлечь экспертов извне, проконсультироваться с представителями выбранной отрасли и только затем предпринимать шаги по созданию IT-проекта. Внедрению, конечно, названная проблема машет в значительной степени.

Спасибо журналу «Линия полета» за вдохновение.